Дастан оказался в «Челси», теперь мой черед: казах из «Леванте» — о поколении-2008 и Ла Лиге
2 июля, 09:51
Фото: Чингис Калиев
ASnews.kz продолжает цикл материалов о молодых футболистах, которые в ближайшие годы могут представлять Казахстан на больших турнирах. Сегодня знакомимся с защитником «Леванте» Чингисом Калиевым: в 12 лет он улетел из Павлодара в Алматы, а к 15 годам оказался в Европе.
В эксклюзивном интервью лидер юношеской сборной Казахстана:
- рассказал, как переходил из кризисного «Иртыша» в академию «Кайрата»;
- вспомнил об условиях в лагере испанского клуба;
- поделился историей дружбы с нападающим АПЛ и планами на 2026-й.
— Расскажи, что предшествовало твоему переезду в Испанию?
— Начал играть в футбол в Павлодаре, когда мне было 6-7 лет. Сперва это был простой двор, а потом мы договорились о просмотре в «Иртыш». Спустя пару занятий тренер сказал: «Вы нам подходите», и меня взяли. Там выступал, пока мне не исполнилось 12 — тогда клуб стал испытывать финансовые трудности.
Мы с родителями больше не видели перспектив в родном городе, поэтому задумались над другими вариантами. Помню, говорил маме: «Давайте попробуем что-то новое?». Хотелось поехать в Турцию, но знающие люди сразу предупредили, что там в любом случае будут делать акцент на своих ребятах. И я загорелся «Кайратом»: смотрел видео о том, как они развивают молодежь, искал номера сотрудников.
— И сам достучался?
— Мы с мамой набрали им. В «Кайрате» оповестили, что не берут в академию с 12 лет, я еще слишком мал и живу, вдобавок, за пределами Алматы: «Вы сможете играть здесь, только если переедете». Мы решили снять там квартиру и попробоваться на просмотр. В итоге я отзанимался под их присмотром почти восемь месяцев, после чего сообщили, что я буду играть за филиал, тренируясь с академией. Так прошли еще 6-7 месяцев и под конец, когда я показал уровень, меня приняли.
Как я набрался опыта, понял, что нужно делать очередной шаг вперед. Попросил родных: «А может, постараемся закрепиться в Европе?». Так мама нашла контакты женщины — казашки — из Испании, и она помогла нам попасть в «Леванте». Правда, я думал, что это будет просмотр в самой академии, а это оказался кэмп.
Факт: по итогам минувшего розыгрыша Сегунды команда Хулиана Калеро забрала золото, гарантировав себе место в Ла Лиге-2025/26. В свое время здесь пылили Йохан Кройф, Савио и Марко Сторари.
— Что это значит?
— Это своеобразный лагерь, где дети из разных стран тренируются на платной основе. Но я все же поехал туда летом 2022-го или 2023-го, чтобы просто посмотреть на их методы и уровень конкуренции. Я по-прежнему числился в «Кайрате». Пробыл в Валенсии (именно тут базируются «лягушки» — прим.) две недели, и мне понравилось. Хорошо отыграл один матч за «Леванте Интернасьональ», после чего мне сказали: «Хотим, чтобы ты вернулся». А спустя год раздумий родители прилетели в Алматы, чтобы договориться с клубом об уходе. Так получилось, что нас отпустили одновременно с Алдияром Нургали.
Алдияр всегда был моим близким другом, поэтому только он знал, что я был в Испании и тоже заинтересовался переездом туда. Так мы начали паковать вещи.
— Выходит, ты присоединился к кэмпу?
— Устроено это так: помимо лагеря для всех, у «Леванте» есть своя полноценная академия. Из 200 приезжих футболистов они отбирают лишь самых лучших и подключают к тренировкам с доморощенными.
— При этом нет гарантии, что они подпишут такого парня на постоянной основе?
— Хотя ты платишь по две тысячи евро в месяц, гарантий, конечно, нет. Но существует перспектива — так через полтора года игры в «Интернасьонале» подписали меня. Причем я совмещал это с выступлениями за «Сан-Хосе». Мы сделали лицензию, чтобы иметь возможность участвовать в лиге, и я начал предсезонку-2024 с ними.
— Как выглядел твой распорядок?
— Возьмем, условно, понедельник. С утра тренируюсь в кэмпе, иду в школу, зал, а после него провожу еще одно занятие с «Сан-Хосе». А по вторникам меня приглашали тренироваться в академии «Леванте». По сути, в неделю тренировался с тремя командами.
— В «Сан-Хосе» ты пересекся с другим казахстанцем — Салимом Хасановым. Это произошло случайно?
— Мы встретились абсолютно спонтанно. Как-то вышли на улицу, а там, в Валенсии, идет парень в футболке «Кайрата».
— А не пробовал ли ты изначально пристроиться в «Валенсию»? Все-таки это самый популярный клуб города.
— Как сказала та же женщина, просмотров у них не было. Единственный вариант здесь — это «Леванте». Зато там играет наш Габидолла Оразалы (воспитанник «Астаны» из «Валенсии» U13 — прим.), и с ним мы тоже виделись.

— Какие главные отличия испанского юношеского футбола от казахстанского ты для себя выделил?
— Честно, в «Интернасьонале» все играли с полным безразличием. Парни не относились к делу ответственно: кого-то подселяли просто так, другие платили серьезные деньги. Они питались, чем хотят, не соблюдали режим, тренировались всего единожды в день.
— Возможно, это богатые родители просто исполняли свои хотелки?
— Да. У некоторых ребят это было чистое желание родителей, иначе их бы уже не заселяли в резиденцию в 5-6 лет. Были японцы, колумбийцы, бразильцы…
— В какой момент представители «Леванте» сказали, что окончательно берут тебя в академию?
— Это случилось по ходу сезона. Играл за «Сан-Хосе», и в один день помогавшая нам соотечественница пишет: «У «Леванте» намечается товарищеский матч против сборной Ла Лиги. В клубе хотят, чтобы ты тоже вышел на поле». Они поставили меня в основу, и я отлично показал себя. После игры сообщили: «Все — до конца года ты точно будешь тренироваться с нами» и выдали форму.
Но тот сезон в «Сан-Хосе» складывался для меня не так позитивно, потому что у меня были недопонимания с тренером и я перестал проходить в старт. Почему? Если бы я только знал. И тут из «Леванте» передали: «Если так будет продолжаться, мы сотрудничать не сможем. Нужно, чтоб ты набирался практики». В каких-то матчах я все-таки выходил, но больше спасало то, что я был совершенно другим во время тренировок с клубом. Там выдавал действительно высокий уровень.
Факт: на сегодняшний день в Испании проживает порядка 5 тысяч казахстанцев.
Под конец кампании мои родители прилетели в Испанию, чтобы встретиться с советчицей Жазирой. Она сообщила, что «Леванте», скорее всего, заключит с нами соглашение, но мне нужно привести в порядок документы и выучить язык. Это был очень важный фактор — без знания испанского я действительно не мог взаимодействовать ни с тренерами, ни с партнерами по команде. Полтора месяца занимался этим вопросом, и вот, пока я возвращался из школы, она же мне говорит: «Поздравляю! Ты подписан в «Леванте» на следующий год». Был так рад, потому что реализовал давнюю цель. Работа за весь последний год окупилась.
— Летом к тебе присоединится Салим, хотя и без того «лягушки» собрали солидную казахскую банду: есть Алдияр и Алижан Юн. Поддерживаете ли вы контакт друг с другом? Как это помогает в адаптации?
— Мы с Салимом, Алдияром и Арланом (экс-игрок при кэмпе — прим.) постоянно проводим время вместе. По выходным сами тренируемся на поле, ходим в мечеть, на пляж… Все-таки мы земляки, поэтому надо поддерживать связь. С Алижаном сложнее, поскольку он живет за городом, и мы практически не пересекаемся физически.
— Не чужда ли тебе испанская культура? Как хорошо знаешь язык теперь?
— Адаптироваться было трудно, потому что рядом не оказалось ни родных, ни старых друзей. Иногда, честно, я даже плакал, но понимал, что если не освоюсь сейчас, то не смогу полностью сфокусироваться на футболе. Научился контролировать эмоции.
В первые недели ходил один, потому что не знал ни английского, ни испанского. Я также не общался ни с кем из русскоязычных, чтобы практиковать иностранные. Потихоньку делал шаги и включался в диалоги.
— А как тебе местная кухня?
— На самом деле, вообще не нравится. В лагере нас кормили настолько ужасно, что через год я получил гастрит. Около трех недель лежал в больнице с такими ощущениями… Думал, что тут будет питание для спортсменов, а вместо этого нам почти ежедневно давали наггетсы, бургеры и картофель фри. Поэтому я сам брал в магазине бананы, йогурты и хоть что-то полезное.
— В школе не дрался?
— Нет, тут вряд ли кто-то дерется в целом. Испанцы — народ спокойный.
— У тебя внушительная мышечная масса и форма в целом. Как часто ты занимаешься в зале? Почему решил делать акцент на железе?
— Каждый день я хожу в зал хотя бы раз — никогда не пропускаю. Получается, в день у меня может быть сразу несколько занятий: если тренировка с мячом не так изнурительна, самостоятельно дорабатываю на поле, а потом берусь за железо. Начал посещать тренажерный зал в 12, когда приехал в «Кайрат». Одновременно с Дастаном Сатпаевым, кстати.

— Расскажи о вашей дружбе.
— Тогда мы ежедневно занимались до и после тренировки. Построили дисциплину с раннего возраста. Было такое, что вместе смотрели специальные видео в YouTube и Instagram, чтобы понять, чем живут профессиональные футболисты, как питаются и какие выполняют упражнения. Когда я только подключился к команде, Дастан уже был лучшим и самым результативным. С ним в «Кайрате» общался больше всего.
Мы — близкие друзья. Когда я возвращаюсь в Казахстан на каникулы, мы все время встречаемся или просто говорим по телефону.
— Наверняка ты одним из первых узнал о переходе Сатпаева в «Челси». Как отреагировал на эту информацию?
— Был в полном шоке, когда услышал о трансфере в «Челси». Слов подобрать не мог. Когда Дастан поделился со мной этой новостью со словами: «Никому не говори — только ты знаешь», я так удивился. Это еще и замотивировало меня самого, потому что мы вечно тренировались вместе. Говорили: «Мы оба добьемся успеха». Он сделал это первым, так что теперь мой черед.
— Каким тренеры «Леванте» видят твое развитие?
— По окончании этого сезона они сказали, что хотят продлить контракт, поэтому в июле я снова поставлю подпись. Скоро начну предсезонку с «Хувениль Б».
Факт: в испанском футболе молодежные команды точечно разбиты по возрастным категориям. Академии включают коллективы от 6 до 19 лет («Хувениль»). «Хувениль Б» — это вторая команда в ранге, обычно для игроков 16-17 лет, играющая в региональных или национальных турнирах.
— Приходят ли на ваши тренировки и матчи футболисты первой команды? Я слышал о лидере в лице Хосе Луиса Моралеса.
— В начале года мы тренировались на общей базе, но после в Валенсии случились наводнения, и ее затопило. Все поля ушли под воду. На сегодняшний день восстановили лишь ту часть, где занимается основа, а мы — члены академии — пока бегаем на арендованной площади в совершенно другой части города. Поэтому со звездами еще не встречались.
— В минувшем сезоне за них выступал грузин Георгий Кочорашвили. Не взаимодействовал с ним?
— С ним мы пересеклись прямо в академии. Подошел к Георгию и чисто символически попросил бутсы, и он любезно дал мне их. Меня подкупило, что после тренировок он остается и сам дорабатывает с мячом. Это профи.
— Весной тебя подключили к матчам сборной U17: вы обыграли грузин (3:0) и литовцев (5:2). Как ты оцениваешь перспективы команды?
— Наш год (2008-й) — очень перспективный. Мы же ездили на (отбор) Евро, где играли против бельгийцев, украинцев и косоваров. Да, не выиграли, но у нас были очень большие шансы. А в первом тайме против Украины я сломал ребро и вылетел примерно на полтора месяца, из-за чего на меня обозлились в «Леванте» (смеется).
— Чувствовалась ли в этих матчах физическая и техническая разница с противниками?
— Да, в габаритах бельгийцы сильно нас превосходили: были на голову выше, мощнее, быстрее. Но по игре практически не отличались. Нам нужно было пользоваться своими многочисленными моментами. Победить Бельгию — реально.

— Выигрыш с Литвой гарантировал вам участие в Лиге А в первом раунде Евро-2026/27 и в этом, наверняка, есть заслуга тренера. Что ты можешь сказать о Бауыржане Сагындыке?
— В сборной у нас столько теории, сколько нет даже в «Леванте». Если в Испании проводят видеоанализ 1-2 раза в неделю, то тут — столько же в день. Это позитивный сигнал, который поможет развиваться и нам как футболистам, и ему как тренеру.
— В завершении расскажи о своих планах на предстоящий сезон.
— Остаюсь в «Леванте», провожу последний год в своей возрастной категории и продолжаю показывать лучший уровень. Рассчитываю развиваться в этом клубе и дальше. Сегодня мы видим, что в Ла Лиге можно выстрелить в достаточно молодые годы.
Читайте также
Главные новости
Победитель Кубка Интертото и экс-тренер сборной Казахстана будет работать в «Окжетпесе»
2Турнирная таблица
Кайрат
Астана
Тобол
Елимай
Актобе
Женис
Ордабасы
Окжетпес
Кызылжар
Улытау
Кайсар
Жетысу
Атырау
Туран
Арсенал
Манчестер Сити
Астон Вилла
Челси
Ливерпуль
Сандерленд
Манчестер Юнайтед
Кристал Пэлас
Брайтон
Эвертон
Ньюкасл Юнайтед
Брентфорд
Тоттенхэм
Борнмут
Фулхэм
Лидс
Ноттингем Форест
Вест Хэм
Бёрнли
Вулверхэмптон
Барселона
Реал Мадрид
Атлетико Мадрид
Вильярреал
Эспаньол
Бетис
Сельта
Атлетик Бильбао
Эльче
Севилья
Хетафе
Осасуна
Мальорка
Алавес
Райо Вальекано
Реал Сосьедад
Валенсия
Жирона
Реал Овьедо
Леванте
Бавария
Боруссия Дортмунд
Байер 04
РБ Лейпциг
Хоффенхайм
Штутгарт
Айнтрахт Франкфурт
Унион Берлин
Фрайбург
Вердер
Кёльн
Боруссия М
Гамбург
Вольфсбург
Аугсбург
Санкт-Паули
Хейденхайм
Майнц
Интер Милан
Милан
Наполи
Рома
Ювентус
Болонья
Комо
Лацио
Сассуоло
Кремонезе
Удинезе
Торино
Аталанта
Лечче
Кальяри
Дженоа
Парма
Верона
Пиза
Фиорентина
Ланс
ПСЖ
Марсель
Лилль
Лион
Ренн
Страсбур
Тулуза
Монако
Анже
Брест
Лорьян
Ницца
Париж
Гавр
Осер
Нант
Метц
Әлишер Аманжол