«Игрок КПЛ кинул меня на деньги»: Эдейпо — о «Кайсаре»-2011, договорняках и Оби Микеле
7 сентября, 12:45

Фото: Филип Эдейпо (слева)
Этим летом «Жетысу» усилился 27-летним нападающим Рафаэлем Саксессом. В дебюте против «Ордабасы» он забил победный на последних минутах, и с тех пор терзает оборону соперников. Но мало кто знает, что приезду новобранца поспособствовал другой нигериец с бэкграундом в КПЛ — Филип Эдейпо. В начале 2010-х форвард сиял в «Кайсаре», а теперь мониторит таланты в Азии.
В интервью BorodAbata.kz (AS News) бывший футболист кызылординцев:
- признался, что думал об игре за сборную Казахстана, хотя мог представлять Нигерию с легендой «Челси»;
- раскрыл зарплату и тему договорных матчей;
- рассказал о потенциале молодого Тагыбергена;
- раскритиковал трансферную политику «Кайсара»;
- поделился деталями подписания Саксесса, который лишил его комиссии, а также предательства известного агента.
— Филип, в 22 года вы уехали из Нигерии в констрастирующую Финляндию. Как это стало возможным?
— На тот момент я был игроком «Байэлса Юнайтед», который только-только пробился в высший дивизион Нигерии. Меня включили в расширенный список молодежной сборной, но, все же не попав в финальную заявку, вернулся в родной Лагос. Помню, играю как-то с друзьями, и тут выяснятся, что за нами наблюдают скауты.
Я был очень агрессивен — так и заинтересовал финских специалистов. Доехал туда транзитом через Германию и заключил контракт с РоПСом, где пересекся с Тити Эссомба. А затем мы вместе перебрались в Китай.
Факт: Эссомба защищал цвета сразу трех казахстанских команд: «Тараза», «Актобе» и «Иртыша». За 86 игр в Премьер-лиге камерунец оформил 13+7, а сейчас, будучи 39-летним нападающим, по-прежнему числится в «Терварите» из Оулу.
— Но при этом Тити никогда не играл за китайские клубы?
— Да, ему не удалось заполучить контракт. Я, в свою очередь, перешел в «Циндао», но и тут были проблемы — из-за скандала со ставками Футбольная ассоциация арестовала не только нашего руководителя, но и одного из игроков. Благо, в «Шэньяне» я мог спокойно выходить на поле и, честно, показывал классную игру.
— Самое интересное: как вас обнаружил «Кайсар»?
— По возвращении из Китая домой мне позвонили, сказав: «Ждем вас на сборах в Турции». Так я прибыл в расположение «Кайсара» в Анталье — они хотели оценить мой уровень. Тогда Валерий (агент — прим.) заверил, что, если подпишу контракт, то через сезон поимею солидные деньги, хотя уже подзаработал в Азии. Но я совсем не понравился тренеру. Пришлось даже паковать чемоданы.
Позже мой представитель связался с президентом клуба, и тот дал понять: «даем вам последний шанс. Пусть Филип отыграет еще один товарищеский матч, и мы примем окончательное решение». По иронии судьбы это была игра против китайцев, и я забил два мяча уже в первом тайме, а более того — проигравшая сторона захотела видеть меня в своем составе. Решетнев вновь начал: «Не едь в Китай. У меня хорошие отношения с «Кайсаром» и, если все будет окей, ты обогатишься, бла-бла-бла». Я и доверился.
— О каких деньгах шла речь?
— По соглашению с кызылординцами я получал 3 тысячи долларов, в то время как в Китае мне платили 8 или 9. Еще тысячу отщипывал агент. Чувствуешь разницу? Это безумие. Хотя, безусловно, выкладывался на полную и привлекал внимание других команд Премьер-лиги.
— Вернемся к финнам. Недавно «Кайрат» прошел КуПС в квалификации Лиги чемпионов, убедительно выиграв дома (3:0). Можно ли сказать, что казахстанский футбол лучше, чем их?
— В отличие от КуПСа, у «Кайрата» есть много способных легионеров, и они банально богаче. В финском чемпионате такие суммы не водятся. Единственный по-настоящему состоятельный клуб там — ХИК, а уже потом идут ребята из Куопио, «Интер» (Турку) и остальные. Но да, КПЛ сейчас правда сильнее.
— А каким был наш чемпионат в 2010-х?
— При мне это был вполне конкурентный турнир с качественными исполнителями: Самат (Смаков), тот же Эссомба… И местные футболисты тоже были крутыми — видел в них потенциал. Навскидку назову Секу (Серика Сагындыкова) и Алдана (Балтаева). Еще запомнил Талгата (Сыздыкова).
У меня много друзей с тех пор, однако, с ними всегда было сложно коммуницировать — по-английски-то никто не говорит. Но что же им нужно было для толчка? Конечно, квалифицированные тренеры, которые могли бы раскрыть все навыки.
Факт: Сыздыков провел в «Кайсаре» практически всю карьеру, скопив чуть меньше 300 матчей. На данный момент он отвечает за селекцию «волков».
— Там же вы пересеклись с Тагыбергеном, Молдакараевым и Нарзилдаевым, которые по-прежнему котируются в КПЛ. Выделялись ли они уже в ту эпоху?
— Да, талант был заметен. Обрадовался, когда узнал, что Асхат дорос до уровня сборной и вовсе стал капитаном, потому что я давным-давно чувствовал в нем что-то такое. Он отлично бил с любой дистанции и был просто светлым парнем. С Тагыбергеном мы гуляли, рыбачили и сближались с другими напарниками. Крутой человек, которого очень ценю.
— В этом сезоне «Кайсар» придерживается нестандартной политики — играет лишь местными. Что думаете по этому поводу?
— Это не самое лучшее решение. Когда ты приглашаешь топового иностранца, то рядом с ним совершенствоваться будут все остальные. Подпишете Месси — да все местные футболисты научатся у него чему-то новому. У легионеров совершенно другой набор качеств и опыт, которого не достает казахстанцам. Они зациклены на Премьер-лиге: не рискуют, уезжая в условную Францию или любую другую европейскую страну. Поэтому с таким подходом «Кайсар» многое теряет. Может, обратят внимание на меня? (смеется).
— Однажды вы заявляли, что готовы защищать цвета сборной Казахстана. Откуда такое желание? Был ли контакт с функционерами?
— Нет, я даже не знаю никого из КФФ. Но дядя Садык (тогдашний руководитель Управления физической культуры, спорта и туризма Кызылординской области — прим.) предлагал мне свою помощь в этом вопросе. Босс вечно подстегивал: «Было бы круто, появись у тебя гражданство, Фил».
Сейчас жалею только об одной ошибке. В 2012-м, когда «Кайсар» переживал кризис и не выплачивал зарплату, я уехал из страны. Но позже Садык погасил долг, так что я премного ему благодарен. А когда же у меня было желание играть за Казахстан, я травмировался. Все было настолько паршиво, что мне сделали операцию.
— С U17 по U23 вы были частью родной сборной.
— Есть такая история. На традиционных сборах в Турции «Кайсар» встречался с Нигерией U20, и сыграл вничью — 1:1. Я стал автором единственного гола. После африканские тренеры подошли ко мне, пригласив в национальную команду, но забыли, что я уже перерос эту возрастную (смеется). Я такой: «Мужики, извините, но мне за 20». Наверное, в том матче у меня была дополнительная мотивация.
— Каких нигерийских звезд вы застали в то время?
— Из своего поколения могу назвать Тайе Тайво и Джона Оби Микела. Увы, мне не удалось полноценно разделить с ними поле, потому что конкуренция была чересчур высока — я отбор не прошел.
Факт: Оби Микел считается одним из легендарнейших хавбеков в современной истории «Челси». Вместе с «синими» он завоевал 11 трофеев, а ранее едва не присоединился к «МЮ» по настоянию сэра Алекса Фергюсона.
— В 2011-м «волками» руководил Альгимантас Любинскас, ради политической деятельности в Литве бравший паузу в карьере. Что это был за человек?
— Я за ним таких странностей не наблюдал (смеется). Все, что я помню об этом тренере — он, вроде, привел в клуб Борута Семлера и Градимира Црногораца. А еще Любинскас не переносил меня на дух, и порой мы чуть ли не дрались. Все равно уважаю его.
— Какие дикие истории случались с вами в Казахстане?
— Историй было много, но чаще они были связаны с едой. Я просто не понимал, как есть то, чем нас кормили на базе, поэтому приходилось подстраиваться. А конина… Но в «Кайсаре» все было клево, и окружающие относились ко мне по-доброму. Помимо парней выше, отмечу Руслана (Эсатова) — он постоянно помогал мне.
— Сейчас его «Каспий» рвется в вышку.
— Да-да, я в курсе, что он тренирует их. Такое чувство, что знаю о казахстанском футболе все (смеется).
— Чем вы занимаетесь на сегодняшний день?
— Работаю скаутом и детским тренером во Вьетнаме. На самом деле, мне бы хотелось повысить свою квалификацию. Почему бы не пройти стажировку в том же «Кайсаре»? Я люблю этот клуб.
— В это окно вы буквально привезли в «Жетысу» Рафаэля Саксесса. Как вообще откопали такой талант?
— Мы знакомы тысячу лет. Мне оставалось лишь глянуть, где он играет, а то, что Рафаэль юркий и скоростной, открытием не было. В Казахстане дефицит подобных вингеров. Я рассказал ему про «Жетысу» и величину фигуры Смакова, а затем предложил самого Саксесса Решетневу.
Просмотрел его во Вьетнаме еще раз, поделился мнением с Валерием, на что тот ответил: «да, Рафаэля хотят видеть в клубе. Вот такие деньги получит он, а такие-то — мы» и все в этом духе.
— Выходит, вы были посредником?
— Сейчас все расскажу. Дальше Решетнев попросил у меня номер Саксесса, и я отказал. Он опять: «Нет, ты можешь мне доверять. Я не собираюсь промышлять чем-то за твоей спиной». Я так и сделал, но в итоге Валерий связался с игроком напрямую и тупо заблокировал меня.
— Вот так легко?
— Да, причем у меня есть все доказательства. На телефоне даже сохранилось приглашение «Жетысу» на зимние сборы в Анталье — они давно проявили интерес к Рафе. А самое обидное, что еще в бытность футболистом Валерий и так забирал часть моих денег. Я никогда не афишировал это.
Когда команды КПЛ делали по мне запросы в «Кайсаре», я обратился к руководству с просьбой отпустить меня. Но в офисе сказали: «Мы не можем позволить тебе уйти забесплатно, потому что ты обошелся нам в 100 тысяч долларов». «Чего?», — переспрашивал я. Тут же набрал Решетневу: «Как ты посмел взять сотню, сокрыв и не оставив мне ни копейки?». Он же оправдывался, что сам тратится на компанию.
Было и такое: как-то я травмировал колено, и Сакен — клубный врач — отправил меня на операцию в Алматы. Она прошла не совсем удачно — сообщили, что, возможно, я вообще не смогу выйти на поле в обозримом будущем. Боль была невыносимая. Тогда же «Кайсар» погряз в долгах и потерял всех футболистов, включая меня. На этом фоне я переживал несладкие моменты, а Валерий, который, казалось бы, всегда должен был быть рядом, не поддержал меня ни копейкой. Вместо него, опять же, большой босс (Садык Мустафа — прим.) лично перевел деньги в Нигерию.
— А что сам Саксесс?
— После того, как агент впервые вышел на него, тот сразу же меня предупредил. Я написал: «Валерий, если вам что-то нужно от Рафаэля, обращайтесь ко мне. Пусть у нас пока и нет договора, это мой футболист». Когда моя жена, работавшая с агентством Саксесса, поехала в другой город, чтобы помочь ему оформить визу, он просто испарился. Будучи беременной, она без толку убила полтора часа времени, а все потому, что Рафа спелся с Решетневым.
Когда я увидел, что Саксесс вдруг всплыл в Казахстане, я такой: «Какого черта?». Этот парень банально не захотел делиться со мной деньгами, и получилось так, что теперь один из них для меня мертв, а второй — кинул в черный список везде, где только можно. А ведь комиссия и без того была несущественной.
Поэтому хочу, чтобы все в стране знали: Валерий — не пай-мальчик, а настоящий преступник. Легко подкреплю все скриншотами. Это недопустимо.
Факт: за 12 поединков в «Ханое» уроженец Уйо отметился 6 голами и 3 ассистами.
— Звучит как отличный жизненный урок.
— Пойми, я просто привык любить и доверять людям. 15 лет назад отказал китайцам, пойдя Решетневу навстречу. Остался, даже когда он урвал предназначенные мне средства. Никаких комиссионных — в «Кайсаре» я рассчитывал лишь на одну зарплату.
Кому-то может показаться, что я, как легионер, сколотил в Казахстане состояние, но это далеко от истины. После той жуткой травмы, полученной в игре против «Ордабасы», я фактически попрощался с клубом без компенсации, и завершил карьеру. Вы можете убедиться в этом сами — уйдя из «Кайсара», я больше нигде не выступал. Поэтому надеюсь, что никто не даст этому ужасному человеку заниматься деятельностью в КПЛ.
— Вы признались, что в Китае ваш клуб участвовал в договорных матчах. А не было ли такого опыта здесь?
— Не понимаю казахский, поэтому, даже если кто-то подталкивал нас сдать игру, я этого не знал и оставлял на поле все силы. Моей задачей было не исполнить задуманный сценарий, а помочь команде. В «Циндао» мы с иностранцами также не были в курсе, что за наш уже все решили.
— И в завершении: опишите Казахстан тремя словами.
— Мой второй дом (смеется). Замечательное место с добродушными людьми. Там мне никогда не было одиноко: исключительно позитив и гостеприимство. Искренне желаю «Кайсару» отличного финиша в сезоне.
Читайте также
Главные новости
Специалист «Левена» — о сборной Бельгии: «золотого поколения» больше нет — можно брать очки
1«Игрок КПЛ кинул меня на деньги»: Эдейпо — о «Кайсаре»-2011, договорняках и Оби Микеле
2Эксперт — о будущем вингера «Астаны»: круто смотрится с претендентом на «Золотой мяч»
3Турнирная таблица













































































































