«Я – шымкентский»: Мбодж – о возвращении в «Ордабасы», сравнил «Кайрат» и «Карабах»
6 января, 17:22
Фото: Мамаду Мбодж
КПЛ помнит немало эффективных африканцев: Жерара Гоу, Жуниора Кабананга, Патрика Твумаси. Пару лет назад в «Ордабасы» играл сенегальский лидер – центральный защитник Мамаду Мбодж. Выяснилось, что чемпион Казахстана покинул Шымкент при спорных обстоятельствах.
В интервью ASnews.kz 32-летний футболист:
- рассказал, почему звезды меняют премьер-лигу на Вьетнам;
- раскрыл причину ухода из «Ордабасы»;
- сравнил Сатпаева с экс-форвардом «Реала»;
- вспомнил опыт в одной из мощнейших сборных Африки.
– Мамаду, с момента вашего перехода в «Тханьхоа» прошло пять месяцев. Что скажете об уровне вьетнамского футбола?
– Он действительно неплох. Меня удивил темп и способности футболистов топ-6, но надо признать – это не сверхтехничная позиционная игра. Здесь большее значение имеет «физика».
– Ваш одноклубник – бывший полузащитник «Мактаарала» Одилжон Абдурахманов. Проще адаптироваться в дуэте?
– Это крутой игрок. Мы живем в одном корпусе. Поскольку Одилжон уже играл за местный «Биньзыонг», ему было особенно легко. Для меня он – парень с исключительными качествами.
– Также во Вьетнаме выступают Рожерио Шина и Давид Энен. Если откровенно, что футболистов так манит в Юго-Восточной Азии?
– Трудно отвечать объективно, потому что провел здесь не так много времени. Но Вьетнам – классная страна: размеренная недорогая жизнь, завораживающие места, открытые люди. С недавних пор чемпионат стал стремительно развиваться, а если ты заканчиваешь сезон в двойке лучших, то можешь сыграть в Лиге чемпионов АФК.
– Следили ли за «Ордабасы» в 2025-м?
– Разумеется, всегда слежу за «Ордабасы» – я привязан к этому клубу и болельщикам. Жаль, что после ухода дела у них идут все хуже. Шымкент достоин большего. Победив в сезоне-2023, мы установили стандарт, поэтому теперь команда обязана бороться за медали и Кубок без оправданий.
У руководства есть необходимые ресурсы. Я заметил, что они обновили внешний вид стадиона, но, тем не менее, не добились и половины того, чего могли бы в теории.

– О чем вспоминаете в первую очередь, когда слышите название этого клуба? Говорят, вы не прочь вернуться в Шымкент.
– До перехода в «Ордабасы» я мало что знал о Казахстане, но, слава Богу, попал в сильную команду с топовыми футболистами. Фанаты заполняли трибуны, и это было сумасшествие. Не видел такого никогда в жизни – они показали мне всю любовь.
– Вы образовали ударное трио с Темирланом Ерлановым и Сергеем Малым. За счет чего достигли взаимопонимания?
– Сыграться было проще простого. Когда я прилетел на первые сборы, Малый сразу взял меня под свое крыло. В Турции мы могли выйти и поужинать в каком-нибудь ресторане. Пили кофе и говорили не только о футболе, но и о жизни. Это сильно помогло мне интегрироваться. А потом мы сблизились с Тимой и Асхатом. Тогда «Ордабасы» был семьей.
– В 35 Малый собирается подписать новый контракт. В чем секрет его долголетия и не многое ли это говорит об уровне интенсивности в КПЛ?
– Все потому что Сергей – настолько ответственный профи. Я видел, как он следит за питанием, сном и восстановлением, и сам учился чему-то новому. Это страшно дотошный спортсмен и приятный мужик. Не удивлюсь, если он отыграет еще несколько сезонов.
Дело не в скоростях премьер-лиги, а в уникальности Малого. Благодаря ему я стабильно засыпал до 10 вечера.
– Именно в Казахстане ваша трансферная стоимость достигла максимальной отметки – 600 тысяч евро. Оглядываясь назад, можно ли сказать, что это был ваш карьерный пик?
– Все-таки мой прайм пришелся на «Нефтчи», когда мы завоевали «золото». Это был незабываемый год: не пропустил практически ни единого тура и помог пробиться в квалификацию Лиги чемпионов. К сожалению, команда не сыграла даже в Лиге конференций, но тот период – все равно лучший.
Факт: в 2021-м «Нефтчи» неожиданно прервал гегемонию «Карабаха», длившуюся семь лет.
В «Ордабасы» была своя атмосфера. Мне нравилась структура, тот факт, что порой меня выпускали справа, и я принял участие в 90% игр. Еврокубки, внутренние турниры – нигде не оставался в стороне. А самое главное, что до того момента клуб никогда не становился чемпионом Казахстана.
– После матча против «Легии» (2:2) у вас произошло недопонимание с Ерболом Каировым. Расскажите про этот странный случай.
– Это была моя ошибка (смеется). Я перепутал Ербола с другим парнем. За пару дней до игры с «Легией» прочитал, как он пишет нелестные вещи о моей игре. Понимаю, такая работа – сейчас смотрю на ситуацию спокойно. Но тогда я принял это на свой счет. Казалось: неужели так выделялся среди состава? Откуда столько критики?
В результате та публикация добавила мотивации. Помню, лежу в кровати в ночь перед матчем, и такой: выйду против поляков, забью и обязательно обращусь к автору поста. А подумал на Каирова, потому что видел на предыгровой тренировке. Почему-то был уверен, что он заварил всю кашу (смеется). Неловко получилось. Позже попросил прощения и даже подружился.
Факт: сон Мбоджа полностью воплотился в явь – он отличился голом в начале второго тайма.
– Смотрите Кубок африканских наций? Правда, что для жителей континента победа в нем значит больше, чем выход в плей-офф чемпионата мира?
– Конечно, наблюдаю. Это безумно важный турнир для всех африканцев. Неровня мундиалю, но так ты можешь вписать свое имя в историю континента и стать настоящей легендой страны. Трофей есть трофей. Я предпочту победить на Кубке африканских наций, чем добраться до одной из финальных стадий чемпионата мира.
По-другому тебя не признают. Хорошо: вырастет новое талантливое поколение, которое пошумит на мировой арене больше вашего, но разве это заменит золотые медали? То же в «Ордабасы» – другого первого чемпионства уже не будет.
– В начале 2010-х вы привлекались к матчам молодежной сборной Сенегала. С какими звездами встретились в том составе?
– Это правда. Я прошел через все юношеские категории, и не сыграл только в главной сборной. Справедливости ради, великих имен не было: какие-то ребята становились обладателями Кубка, но их вызывали через раз. Зато тренировал нас Алиу Сиссе – лучший в Сенегале за все время.
Сиссе почитают, потому что он принес нашему народу первый трофей. У него безупречное видение. Я не удивился, когда коуч возглавил взрослую команду. Он донельзя голоден и требователен, но, если ты провалился с таким набором исполнителей хотя бы раз, с тобой попрощаются.
– Неужели не назовете ни одного известного футболиста, с которым пересекались в ту пору?
– Возможно, вам знаком Пап Абу Сиссе из «Олимпиакоса» или Абдулай Сек из «Маккаби»? Второй представляет Сенегал на Кубке африканских наций прямо сейчас.
Факт: 33-летний Сек был признан игроком матча третьего тура КАН против Бенина (3:0).

– В «Хапоэле» вашим партнером был Тамир Глейзер – брат Дана. Как оцените успехи «Кайрата» в еврокубках?
– Должен сказать, что Тамир тоже был великолепен. Качественный 6-й номер, который теперь выступает в Испании. А «Кайрат» Дана – топ. Даже в победный для «Ордабасы» сезон они были крайне неудобным соперником: до успеха дома (1:0) мы как-то сыграли 2:2. Выезд в Алматы и Актобе был мукой, а вот Астана – это классика. Там обстановка спокойнее.
Что касается игры в Лиге чемпионов, самим фактом «Кайрат» подтвердил звание первого клуба КПЛ. Никто не спорит. С точки зрения мастерства «Астана» может навязать конкуренцию, потому что привлекает футболистов с бэкграундом. Подводит только ментальность.
– Что насчет «Актобе»?
– До приезда в Шымкент я хотя бы отдаленно понимал, какие команды считаются в Казахстане сильнейшими. А про «Актобе» не слышал. Зато когда побывал на «Кобыланды»… Это место стало для меня знаковым – больше об этом клубе и фанатах не забудешь. Самый жесткий стадион страны.
– Мы часто сравниваем казахстанские и азербайджанские клубы. Почему «Карабах» выступает в Лиге чемпионов значительно ярче «Кайрата»?
– Решает опыт. Посмотрите, как часто «Карабах» пробивается в еврокубки. Одно дело, когда ты играешь в такого рода турнирах пять лет подряд, другое – раз в пятилетку. Но ни те, ни другие не повторят успех текущего года в течение следующих десяти лет. Вместе с «Кайратом» они прыгнули выше головы.
Мне нравится системность азербайджанцев. Сколько бы я ни играл против «Карабаха», у них тот же тренер и костяк. Ежегодно руководство докупает пару-тройку футболистов, но обычно – это четко сформированный состав.
– В сезоне-2020/21 у вас был драматичный матч, не так ли?
– В заключительном туре чемпионата «Нефтчи» встретился с «Карабахом». Для «золота» им было достаточно одного очка, а нас устраивали только три. На 90-й минуте мы забили один-единственный мяч, который принес трофей.
Откровенно, в компенсированное время соперник должен был забивать с убойных позиций и даже получить пенальти, но, благо, рефери не среагировал (смеется). Так что я понимаю, до чего это мощная команда.
– Дастан Сатпаев – зверь?
– Точно. В прошлом году я тоже заметил этого парня, и он в порядке. Если ты заставил людей забыть о Жоао Пауло, значит, ты крут. А для меня Жоао был лучшим футболистом премьер-лиги. Причем Дастан так же заменил Элдера Сантана, поэтому мое мнение – вау. При мне он был совсем ребенком, но я уже его уважаю. Когда 17-летний игрок ведет за собой команду, это говорит о многом.
Казахстан должен беречь и ценить Сатпаева. Это бриллиант, попавший в серьезный клуб.
– Является ли «Челси» подходящей командой для юного игрока?
– Нужно понимать, что если «Челси» подписывает какого-то таланта, то это чуть ли не на 10 лет. Даже если у тебя не сложится в Англии, то будет возможность перейти в другой гранд. В этом прелесть трансферов на высоком уровне. Никто не говорит, что Сатпаев моментально попадет в основу: можно отправиться в аренду в Германию, условный «Эвертон» и так далее.
Что нравится, переход в «Челси» – это еще и престиж. Каждый будет считаться с ним. Откроет страницу в интернете: «Где он играет? В АПЛ? Это не простой мальчик» (смеется).
– Превосходит ли он Луку Йовича по таланту?
– Когда мы играли в «Црвена Звезде», Луке тоже было 17. Но я считал его психом. Он был где-то в космосе – гораздо более эффектный футболист. Левая нога, правая, игра головой – все при нем. Йович мог забить из любого положения. Я наблюдал с открытым ртом и понимал, что он может дорасти до «Реала».
У Дастана примерно тот же рост, фактура и стиль игры. Поэтому, если он успешно проявит себя в аренде, то может построить выдающуюся карьеру. Лука решился на такой шаг – уехал из «Бенфики» в «Айнтрахт», который затем оформил выкуп. Я не тренировался с Сатпаевым, поэтому в моих глазах он уступает.
Факт: в 2019-м мадридский «Реал» приобрел Йовича у немцев за 63 млн евро. Дороже, чем Луиша Фигу, Роналдо и Винисиуса.
– Каким видите идеальное завершение собственной карьеры?
– Думаю, у меня есть еще несколько лет. После Казахстана осталась недосказанность. На самом деле я не хотел покидать «Ордабасы». После примерно 30 матчей в чемпионском сезоне ты не ждешь, что тебя выпроводят. Но по его окончании никто даже не набрал мне, чтобы обсудить будущее. А я ждал весь отпуск.

Когда обратился к агенту, он сказал: «Понимаешь, пришли новые руководители. Они хотят найти защитника посильнее». «Ладно», – подумал. Наверное, для некоторых людей в клубе моя игра не выглядела убедительно. Всего-то помог завоевать историческое чемпионство.
Помню, по приезду в Казахстан я пообещал: «Ребята, мы возьмем трофей». Но никто не поверил. Була (Еркебулан Тунгышбаев – прим) и тренер – свидетели. У меня были теплые отношения с партнерами и болельщиками, так зачем было уходить? Деньги не играли роли. Эта ситуация ударила по мне.
Я – шымкентский (говорит по-русски – прим.). Не могу забыть и шокирован, что руководство просто нашло мне замену. Надеюсь однажды вернуться. А если не в «Ордабасы», так в другую команду КПЛ.
– Значит возвращение в Шымкент – самый оптимальный сценарий?
– Это то, чего я искренне хочу. К сожалению, не все так просто.
– Ваша мечта как человека?
– Играть в футбол, пока не откажут ноги, и быть рядом с семьей в Сенегале. Предпочитаю спокойный ритм жизни. Вера – то, что направляет меня вперед, так что хвала Всевышнему при любом исходе.
Я не вижу себя в качестве тренера, однако агент – интересный вариант. Поскольку говорю на французском, английском и русском, а также побывал в разных клубах, этот путь облегчен.

Теперь я свободен как футболист. Президента «Тханьхоа» задержали, а зарплату не выплачивают последние четыре месяца. Не мог оставаться при таких условиях. Как ты будешь носиться по полю и умудряться забивать фактически забесплатно?
Факт: в текущем сезоне чемпионата Вьетнама 32-летний африканец забил больше любого другого защитника (3).
Читайте также
Главные новости
Шотландский фанат «Кайрата» – о трансфере Чеснокова в «Хартс»: это хороший клуб
1Турнирная таблица
Кайрат
Астана
Тобол
Елимай
Актобе
Женис
Ордабасы
Окжетпес
Кызылжар
Улытау
Кайсар
Жетысу
Атырау
Туран
Арсенал
Манчестер Сити
Астон Вилла
Ливерпуль
Челси
Манчестер Юнайтед
Сандерленд
Эвертон
Брентфорд
Кристал Пэлас
Фулхэм
Тоттенхэм
Ньюкасл Юнайтед
Брайтон
Борнмут
Лидс
Ноттингем Форест
Вест Хэм
Бёрнли
Вулверхэмптон
Барселона
Реал Мадрид
Атлетико Мадрид
Вильярреал
Эспаньол
Бетис
Сельта
Атлетик Бильбао
Эльче
Севилья
Хетафе
Осасуна
Мальорка
Алавес
Райо Вальекано
Реал Сосьедад
Валенсия
Жирона
Реал Овьедо
Леванте
Бавария
Боруссия Дортмунд
Байер 04
РБ Лейпциг
Хоффенхайм
Штутгарт
Айнтрахт Франкфурт
Унион Берлин
Фрайбург
Вердер
Кёльн
Боруссия М
Гамбург
Вольфсбург
Аугсбург
Санкт-Паули
Хейденхайм
Майнц
Интер Милан
Милан
Наполи
Рома
Ювентус
Комо
Болонья
Лацио
Сассуоло
Аталанта
Удинезе
Кремонезе
Торино
Кальяри
Парма
Лечче
Дженоа
Верона
Пиза
Фиорентина
Ланс
ПСЖ
Марсель
Лилль
Лион
Ренн
Страсбур
Тулуза
Монако
Анже
Брест
Лорьян
Ницца
Париж
Гавр
Осер
Нант
Метц
Әлишер Аманжол